Каквы думаете, почемупальчиковыеигрысталифантастическипопулярныв наши дни?
Известно, чтомеждуречевойфункциейи общейдвигательнойсистемойчеловекасуществуеттеснаясвязь. Такая жетеснаясвязьустановленамеждурукойи речевымцентроммозга. Гармонизациядвиженийтела, мелкоймоторикируки органовречиспособствуетформированиюправильногопроизношения, помогаетизбавитьсяот монотонностиречи, нормализоватьеётемп, учитсоблюдениюречевыхпауз, снижаетпсихическоенапряжение. Известнои то, чтов последние5–10 летуровеньречевогоразвитиядетейзаметноснизился. Почему? Родителименьшеговорятс детьми, потомучтомногиеиз нихстрашнозанятына работе. Детии самименьшеговорят, потомучтобольшесмотряти слушают(теле-аудио-видео…). Ониредкоделаютчто-тосвоимируками, потомучтосовременныеигрушкии вещиустроенымаксимальноудобно, но не эффективнодляразвитиямоторики(одеждаи обувьс липучкамивместошнуркови пуговиц, книжкии пособияс наклейкамивместокартинокдлявырезания ит.д.)
Пальчиковыеигрыи упражнения — уникальноесредстводляразвитиямелкоймоторикии речив их единствеи взаимосвязи. Разучиваниетекстовс использованием«пальчиковой» гимнастикистимулируетразвитиеречи, пространственногомышления, внимания, воображения, воспитываетбыстротуреакциии эмоциональнуювыразительность. Ребёноклучшезапоминаетстихотворныетексты; егоречьделаетсяболее выразительной.
Игрыс пальчиками — этоне толькостимулдляразвитияречии мелкоймоторики, но и одиниз вариантоврадостногообщенияс близкимилюдьми. Когдамамадляпальчиковойигрыберётмалышана руки, сажаетна колени, обнимая, придерживает, когдаонатрогаетеголадошку, поглаживаетилищекочет, похлопываетилираскачивает, ребёнокполучаетмассунеобходимыхдляегоэмоциональногои интеллектуальногоразвития впечатлений.
Оченьважнымфакторомдляразвитияречиявляетсято, чтов пальчиковыхиграхвсеподражательныедействиясопровождаютсястихами. Стихипривлекаютвниманиемалышейи легкозапоминаются. Ритми неизменныйпорядокслов, рифмадлямалышаявляютсячем-томагическим, утешающим и успокаивающим.
Насколькоребёнкупонравитсяигразависитво многомот исполнениявзрослого. Длясамыхмаленькихважноспокойно-ласковоенастроениеи осторожное, бережноеприкосновение. Длядетейтрех-пятилетимеетбольшоезначениевыразительнаямимикаи речьвзрослого. Конечно, длявыразительногоисполнениявзросломуследуетвыучитьстихи наизусть.
Движенияправойи левойрукконтролируютсяразнымиполушариямимозга. Когдаребёнокначнётлегковыполнятьнужныедвиженияоднойрукой, научитееговыполнятьте жедвижениядругойрукой, а затемсразудвумя руками.
Длямалышадвух-трёхлетнекоторыеигрыстанутособенноинтересны, есливы дляегопальчиковсвернётебумажныеколпачки-куколки. Фломастеромможнонарисоватьна колпачкеглазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезатьиз цветнойбумагии приклеитьгребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.
Этапыразучивания игр:
Рекомендации:
Пальчиковыеигры, разработанныена фольклорномматериале, максимальнополезныдляразвитияребёнка-дошкольника. Онисодержательны, увлекательны, грамотныпо своемудидактическомунаполнению. Художественныймирнародныхпесеноки потешекпостроенпо законамкрасоты. Он оченьсложен, хотясложностьэтане всегдабросаетсяв глаза. За этимисловамипризнаниеправахудожникана творениесвоегомираи одновременнопризывк егопознанию, пониманию, суждениюо нём. Сутьфольклорныхтекстов — действие. Действияперсонажей, движениесобытий, рождениеконфликтови их разрешениесоздаютединственнуюв своёмроде, удивительную, движущуюсястихию жизни.
Текстыпотешек:
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
— То-то хорошенький,
То-то пригоженький;
Ходитбочком, Уши торчком,
Нос пятачком!
— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка.
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Что ты звонко поешь,
Деткам спать не даёшь?
Водичка-водиченька,
Умой моё личико!
Чтобы щёчки алели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
— Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят
Ножки, ножки, де вы были?
_ за грибами в лес ходили.
_ Что вы, ручки, работали?
— Мы грибочки собирали.
А вы, глазки, помогали?
— Мы искали да смотрели —
Все пенёчки оглядели.
Вот и Ванюшка с грибком,
С подосиновичком!