Пальчиковые игры
^Наверх
Get Adobe Flash player

Год педагога и наставника

Консультации специалистов

Пальчиковые игры

Каквы думаете, почемупальчиковыеигрысталифантастическипопулярныв наши дни?

Известно, чтомеждуречевойфункциейи общейдвигательнойсистемойчеловекасуществуеттеснаясвязь. Такая жетеснаясвязьустановленамеждурукойи речевымцентроммозга. Гармонизациядвиженийтела, мелкоймоторикируки органовречиспособствуетформированиюправильногопроизношения, помогаетизбавитьсяот монотонностиречи, нормализоватьеётемп, учитсоблюдениюречевыхпауз, снижаетпсихическоенапряжение. Известнои то, чтов последние5–10 летуровеньречевогоразвитиядетейзаметноснизился. Почему? Родителименьшеговорятс детьми, потомучтомногиеиз нихстрашнозанятына работе. Детии самименьшеговорят, потомучтобольшесмотряти слушают(теле-аудио-видео…). Ониредкоделаютчто-тосвоимируками, потомучтосовременныеигрушкии вещиустроенымаксимальноудобно, но не эффективнодляразвитиямоторики(одеждаи обувьс липучкамивместошнуркови пуговиц, книжкии пособияс наклейкамивместокартинокдлявырезания ит.д.)

Пальчиковыеигрыи упражнения — уникальноесредстводляразвитиямелкоймоторикии речив их единствеи взаимосвязи. Разучиваниетекстовс использованием«пальчиковой» гимнастикистимулируетразвитиеречи, пространственногомышления, внимания, воображения, воспитываетбыстротуреакциии эмоциональнуювыразительность. Ребёноклучшезапоминаетстихотворныетексты; егоречьделаетсяболее выразительной.

Игрыс пальчиками — этоне толькостимулдляразвитияречии мелкоймоторики, но и одиниз вариантоврадостногообщенияс близкимилюдьми. Когдамамадляпальчиковойигрыберётмалышана руки, сажаетна колени, обнимая, придерживает, когдаонатрогаетеголадошку, поглаживаетилищекочет, похлопываетилираскачивает, ребёнокполучаетмассунеобходимыхдляегоэмоциональногои интеллектуальногоразвития впечатлений.

Оченьважнымфакторомдляразвитияречиявляетсято, чтов пальчиковыхиграхвсеподражательныедействиясопровождаютсястихами. Стихипривлекаютвниманиемалышейи легкозапоминаются. Ритми неизменныйпорядокслов, рифмадлямалышаявляютсячем-томагическим, утешающим и успокаивающим.

Насколькоребёнкупонравитсяигразависитво многомот исполнениявзрослого. Длясамыхмаленькихважноспокойно-ласковоенастроениеи осторожное, бережноеприкосновение. Длядетейтрех-пятилетимеетбольшоезначениевыразительнаямимикаи речьвзрослого. Конечно, длявыразительногоисполнениявзросломуследуетвыучитьстихи наизусть.

Движенияправойи левойрукконтролируютсяразнымиполушариямимозга. Когдаребёнокначнётлегковыполнятьнужныедвиженияоднойрукой, научитееговыполнятьте жедвижениядругойрукой, а затемсразудвумя руками.

Длямалышадвух-трёхлетнекоторыеигрыстанутособенноинтересны, есливы дляегопальчиковсвернётебумажныеколпачки-куколки. Фломастеромможнонарисоватьна колпачкеглазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезатьиз цветнойбумагии приклеитьгребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.

Этапыразучивания игр:

  • Взрослыйсначалапоказываетигрумалышу сам.
  • Взрослыйпоказываетигру, манипулируяпальцамии ручкой ребёнка.
  • Взрослыйи ребёноквыполняютдвиженияодновременно, взрослыйпроговаривает текст.
  • Ребёноквыполняетдвиженияс необходимойпомощьювзрослого, которыйпроизносит текст.
  • Ребёноквыполняетдвиженияи проговариваеттекст, а взрослыйподсказывает и помогает.

Рекомендации:

  • Не проводитеигрухолоднымируками. Рукиможносогретьв тёплойводеилирастерев ладони.
  • Еслив новойигреимеютсяне знакомыемалышамперсонажиилипонятия, сначаларасскажитео них, используякартинкиили игрушки.
  • Пальчиковыеигрыс детьмидо 1.5 летпроводитекакпоказиликакпассивнуюгимнастикурукии пальцев ребёнка.
  • Детямстарше1.5 летможновремяот временипредлагатьвыполнитьдвижения вместе.
  • Еслисюжетигрыпозволяет, можно«бегать» пальчикамипо рукеилиспинеребёнка, щекотать, гладить и др.
  • Используйтемаксимальновыразительную мимику.
  • Делайтев подходящихместахпаузы, говоритето тише, то
  • громче, определите, гдеможноговоритьоченьмедленно, повторяйте, гдевозможно, движениябез текста.
  • Выбравдве-триигры, постепеннозаменяйте их новыми.
  • Проводитезанятиявесело, «не замечайте», еслималышна первыхпорахделаетчто-тонеправильно, поощряйте успехи.

Пальчиковыеигры, разработанныена фольклорномматериале, максимальнополезныдляразвитияребёнка-дошкольника. Онисодержательны, увлекательны, грамотныпо своемудидактическомунаполнению. Художественныймирнародныхпесеноки потешекпостроенпо законамкрасоты. Он оченьсложен, хотясложностьэтане всегдабросаетсяв глаза. За этимисловамипризнаниеправахудожникана творениесвоегомираи одновременнопризывк егопознанию, пониманию, суждениюо нём. Сутьфольклорныхтекстов — действие. Действияперсонажей, движениесобытий, рождениеконфликтови их разрешениесоздаютединственнуюв своёмроде, удивительную, движущуюсястихию жизни.

Текстыпотешек:

Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
— То-то хорошенький,
То-то пригоженький;
Ходитбочком, Уши торчком,
Нос пятачком!

— Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка. 
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Что ты звонко поешь,
Деткам спать не даёшь?

Водичка-водиченька,
Умой моё личико!
Чтобы щёчки алели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок! 

— Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят

Ножки, ножки, де вы были?
_ за грибами в лес ходили.
_ Что вы, ручки, работали?
— Мы грибочки собирали.
А вы, глазки, помогали?
— Мы искали да смотрели —
Все пенёчки оглядели.
Вот и Ванюшка с грибком,
С подосиновичком!

МБДОУ "Детский сад № 8" г. Вилючинск Камчатский край