Как правильно слушать музыку с малышами
^Наверх
Get Adobe Flash player

Год педагога и наставника

Консультации специалистов

Как правильно слушать музыку с малышами

Музыка занимает важное место в развитии и воспитании малышей с раннего возраста. Большое значение имеют музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка благотворно влияет в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. С положительными эмоциями дети лучше и быстрее усваивают разнообразный материал, познают окружающий мир, развиваются физически, умственно, незаметно учатся говорить правильно.

Музыка чудесным образом влияет на развитие мозга малышей, активизируя соединения между нервными клетками. Первые шесть лет жизни ребенка – это самый важный период для развития нервной системы и мозга, поэтому желательно как можно раньше приступать к освоению азов «музыкального образования» малыша.

Музыка помогает развивать фантазию малышей, без которой невозможно овладение другими видами искусств. Прослушивание музыки развивает наглядно-образное мышление – способность анализировать образ, а затем синтезировать его. Такого рода мышление лежит в основе математики, инженерии и многих других дисциплин.

Музыка для малышей главный учитель, ну конечно после мамы! Она учит не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Музыка развивает все виды восприятия (зрительное, слуховое, чувственное) и все виды памяти (зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную).

Музыкальные произведения, рекомендуемые для прослушивания с детьми

3-4 года

  • «Полянка» (русская народная мелодия)
  • «Колыбельная зайчонка» В. Карасевой
  • «Полька» М. Глинки
  • «Грустное настроение» А. Штейнвиль
  • «Колыбельная» Е. Тиличеевой
  • «Барабанщик» М. Красева
  • «Вальс» М. Шуберта
  • «Маленькая полька» Д. Кабалевского
  • «Немецкий танец» Л. Бетховена
  • «Вальс» А. Грибоедова
  • «Маша спит» Г. Фрида
  • «Шуточка» В. Селиванова

 

5-4-5 лет

·«Мелодия» К. Глюка

·«Юмореска» Р. Щедрина

·«Тревожная минута», «Раздумье» С. Майкапара

·«Прелюдия» Ф. Шопена

·«Аве Мария» Ф. Шуберта

·«Слеза», Старый замок» М. Мусоргского

·«Разлука», «Жаворонок» М. Глинки

·«Музыкальный момент», «Военный марш», «Метель» Г. Свиридова

·«Вальс» С. Прокофьева

·«Танец молодого бегемота» Д. Кабалевского

·«Утро» Э. Грига

·«Подснежник» А. Гречанинова

·«Юмореска», «Мелодия», «Вальс», «Танец пастушков», Трепак», «Танец Феи Драже», «Арабский танец», «Вальс цветов», «Адажио» П.И. Чайковского

5-6 лет

  • «Марш» С. Прокофьева
  • «Осень» А. Александрова
  • «Охота» («Сентябрь»), «Осенняя песнь» («Октябрь»), «На тройке», «У камелька», «Времена года», «Святки» П. Чайковского
  • «Колыбельная Светланы» Т. Хренникова
  • «Мазурка» И. Берковича
  • «Смелый наездник» Р. Шумана
  • «Две плаксы» Е. Гнесиной
  • «В пещере горного короля» Э. Грига
  • «Вальс» Г. Свиридова

6 лет

Как правильно слушать музыку с детьми

·         Ставьте детям как можно чаще классическую музыку. Многочисленные эксперименты показали, что под музыку таких композиторов как Моцарт, Вивальди, Бетховен дети успокаиваются, хорошо засыпают: «Соната для клавесина и флейты» В.А.Моцарта, «Концерт для скрипки с оркестром» А. Вивальди, «Весело-грустно» Л. Бетховена. А главное, если такая музыка звучит при кормлении малыша, то пища усваивается намного лучше!

·         Отбирайте музыкальные произведения по принципу мелодичности и легкости звучания. Старайтесь выбирать музыку без ярко выраженных ударных партий, так как они способны не благоприятно действовать на психику.

·         Минимум низких частот. Соблюдайте это правило, так как, давно известно, что низкочастотные звуки способны влиять на психическое состояние человека не самым лучшим образом, тем более на психику ребенка.

·         Не включайте музыку громко! Если пренебречь этим правилом, ребенок может стать нервным, будет плохо спать, капризничать, ухудшится аппетит. Громкий звук травмирует нежную детскую нервную систему, а это может иметь крайне печальные последствия в будущем.

·         Ни в коем случае не позволяйте ребенку слушать музыку в наушниках! Слуховой аппарат устроен таким образом, что громкий звук наушников воздействует непосредственно на мозг человека, вызывая микросотрясения. «Звуковой шок» может иметь неприятные последствия даже для взрослого человека, а для ребенка тем более!

·         Не ставьте детям тяжелый рок и его разновидности – рейв, транс и клубную музыку — именно она способна нанести непоправимый урон детской психике!

·         Как можно чаще ставьте детям детские песни, пойте их вместе с ними, но не забывайте следить за реакцией ребенка на ту или иную песню или мелодию, и если ребенок выражает недовольство, смените песню. Музыка должна вызывать у малышей ощущение комфорта.

·         При подборе музыкальных произведений для малышей нужно учитывать время суток, когда ребенок будет слушать музыку. Если с утра можно ставить детские песни более зажигательные, бодрые и быстрые, то к вечеру настоятельно рекомендуем прослушивать медленные детские песенки и мелодии, постепенно переходя к колыбельным.

·         Прослушивание музыки у детей до 3-х лет должно занимать не более часа в сутки — например 20 минут утром, 30 днем и 10 минут вечером, перед сном. После 3- х лет, можно постепенно увеличивать время прослушивания музыкальный произведений. Не забывайте ставить музыку, когда делаете с детьми зарядку или занимаетесь с ними физическими упражнениями.

·         Ходите с детьми на детские спектакли, в цирк, смотрите мультфильмы и детские фильмы, разучивайте и пойте с ними детские песни.

Слушайте музыку с ребенком везде и всегда, как во время уборки, так и в машине, играйте с ребенком в музыкальные игры, заинтересуйте его разными ритмами и новыми звуками и, конечно же, пойте ему колыбельные песни на ночь.

И помните — ребенок запоминает только то, что ему интересно.

МБДОУ "Детский сад № 8" г. Вилючинск Камчатский край