Музыка как средство речевого развития детей дошкольного возраста
^Наверх
Get Adobe Flash player

Музыкальный руководитель

Музыка как средство речевого развития детей дошкольного возраста

  1. Музыка как средство речевого развития дошкольников
  2. Взаимосвязь музыки и речи

 

Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. Именно в нем происходит становление личности и индивидуальности ребенка. Дошкольный возраст благоприятен для активного усвоения ребенком речи.

В последние годы такая тема как развитие речи дошкольников становится очень актуальной, так как наблюдается постоянное увеличение количества детей имеющих недостаточно чёткое звукопроизношение. К сожалению, в силу ряда причин не каждый ребёнок может вовремя получить помощь специалиста – логопеда.

Помощь детям, с незначительными нарушениями речи, можно оказать в условиях детского сада, например, на музыкальных занятиях. Ведь речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, так музыка начинаются со звука. Литературные и музыкальные произведения – это тексты, требующие определенного прочтения – в музыке это ноты и в литературе –буквы.

Известно, что наша речь и музыкальный язык схожи и по другим параметрам.  Так, например, слову в музыке соответствует мотив, фразам- музыкальные фразы, мелодии. В речи и в музыке присутствуют такие элементы как ритм, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть наивысшая точка развития- кульминация. Паузы в музыке выполняют функцию знаков препинания.

 

Формы музыкальной деятельности по развитию речи:

1.Развитие речи при восприятии музыки.

Ведущим и первичным видом музыкальной деятельности является слушание музыки.Воздействие музыки на речь детей при прослушивании выражается в пассивном или активном ее восприятии.

 Пассивное восприятие находит себя в музыкальном оформлении игр, в сопровождении образовательной деятельности, также музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы дошкольников.

 Активное восприятие выражается в беседе о музыкальном произведении. В такой беседе, детям предлагается охарактеризовать эмоционально-образное содержание произведения, что позволяет расширить и обогатить словарный запас дошкольников.

С целью развития речи при прослушивании музыки можно использовать такие как «Заколдованные снежинки», «Хитрый коврик» и др.

Предлагаю, Вам игру «Волшебная шляпа»

  • побуждать детей рассказывать о прослушанном музыкальном произведении, начинать свое повествование со слов «Мне понравилась эта музыка, потому что она…»

Методика проведения: После прослушивания музыкального произведения педагог показывает яркую шляпу, и говорит, что она не простая, а волшебная. Кто ее надевает, словно заколдованный начинает рассказывать о прослушанной музыке.

Таким образом, мы учим детей давать полный ответ, и подбирать прилагательные.

 

  1. Развитие речи в процессе пения.

В таком музыкальном виде деятельности, как пение работа над речью дошкольников проходит наиболее продуктивно. Полезно пение как для детей с нарушением речи, так и без них. В пении активно развивается дыхание, пение формирует чувство ритма и темпа речи, развивает слух и голос, а также улучшает дикцию. Пение помогает корректировать недостатки в речи, например, такие как невнятное произношение, проглатывание окончания словПропевая песни с короткими, удобными для дыхания фразами, педагог развивает у ребёнка силу воздушной струи, тем самым способствует правильному речевому дыханию. Развитие координации слуха и голоса способствуют развитию артикуляционного аппарата.

Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Повторение происходит при пении попевок на развитие диапазона голоса, при использовании приема «эхо», «пение цепочкой» Одну и ту же попевку можно пропевать в разных ладах и с разной интонацией: радости, грусти, удивления и т.д.,

 

3.Развитие речи при использовании музыкально – пальчиковой гимнастики

 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев», эта фраза принадлежит известному педагогу В. А. Сухомлинскому. Связь мелкой моторики и развития речи была отмечена еще давно многими педагогами и психологами. Связав музыку, речь и мелкую моторику мы развиваем и упражняем речь ребенка. Ритмичные движения пальчиков и рук возбуждают речевые центры головного мозга, активизируют и стимулируют развитие речи, способствуют   подготовке руки к письму.  Использование музыки при игре с пальчиками помогает развитию эмоциональной и выразительной речи ребенка.

Для младшего дошкольного возраста, использую м.п.и. «Пальчик мой», для старшего дошкольного возраста «Улитка»

Любую пальчиковую игры можно положить на музыку, особенно хорошо ложатся стихи на русские народные мелодии.

4.Развитие речи при использовании речевых игр с музыкальными инструментами

 Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми, как в речевом, так и в музыкальном развитии. Впервые идея использовать речевые игры в музыкальном воспитании появилась в середине 20 века и принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу (1895-1982). Речевые упражнения наряду с элементарным музицированием широко используются в современной музыкальной педагогике.

Поддержка текста игрой на музыкальном инструменте, способствует лучшему запоминанию, более эмоциональному воспроизведению текста.

Озвучивая стихотворения, сказки, небольшие рассказы, с помощью музыкальных инструментов, развивается воображение, память, слуховое внимание, чувство ритма.

Для младшего возраста

Сказка «Курочка Ряба»

Жили были дед        ( игра на бубне)
да баба                      (игра на металлофоне в высоком регистре)

и была у них курочка Ряба         (частые удары по треугольнику)
Снесла курочка яичко, да не простое      ( ложки)
А золотое                        ( колокольчик один раз)
Дед бил, бил  - не разбил  ( игра на бубне)
Баба били, била – не разбила   (игра на металлофоне в высоком регистре)
Мышка бежала, хвостиком махнула      ( частая игра на маракасе)
Яичко упало и разбилось        ( глиссандо на металлофоне снизу вверх)
Плачет дед            ( игра на бубне)
Плачет баба         (игра на металлофоне в высоком регистре)
А курочка кудахчет: Не плачь дед ( размеренные удары по треугольнику)
Не плачь баба       ( частые удары по треугольнику)
Я снесу вам яичко другое, не золотое     ( колокольчик)
А простое    ( ложки)

Для того, чтобы дети активнее участвовали в рассказе, делаем обратную связь: педагог играет на инструментах, дети рассказывают сказку!

Апрель!

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель (удары по треугольнику)

По полям бегут ручьи (глиссандо на металлофонах снизу вверх),

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи (маракасы)

После зимней стужи.

Пробирается медведь (бубен)

Сквозь густой валежник (деревянные ложки).

Стали птицы песни петь (игра на свистульке)

И расцвел подснежник (игра на колокольчике).

С. Маршак

 

Таким образом, музыку можно использовать как одно из действующих средств по развитию речи дошкольников. Ведь под влиянием музыкальных упражнений, игр, песен положительно развиваются психические процессы и свойства личности.

Помните, что музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего, воспитание человека.

МБДОУ "Детский сад № 8" г. Вилючинск Камчатский край