Консультативная помощь родителям, воспитывающим детей с ОВЗ
^Наверх
Get Adobe Flash player

Год педагога и наставника

Педагог-психолог

Консультативная помощь родителям, воспитывающим детей с ОВЗ

Сопровождение родителей детей с ОВЗ

 

Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Но, к сожалению, рождение ребенка с нарушениями в развитии, снижает ее социальный статус, изменяет, а нередко и нарушает весь ход жизни. Признание у ребенка дефектов в развитии почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Психологи Р.Ф. Майрамян, О.К.Агавелян выделяют четыре фазы психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к такому ребенку.

Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства неполноценности.

Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.

Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка.

Четвертая фаза – начало социально – психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений с педагогами, специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.

В семьях, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, возникают ряд социально – педагогических проблем:

  • Взаимоотношения в семье.

Появление малыша с ОВЗ является причиной продолжительной её дезадаптации в обществе. Другие дети в семье оказываются лишёнными внимания. Часто родители отдаляются от друзей, знакомых и даже родственников, которые тоже испытывают кризис. Многие из них избегают встреч с такой семьей. Семья попадает в группу риска. Накладывается табу на репродуктивную функцию от страха, что несчастье может повториться. Такой ребенок требует от матери вдвое больше затрат времени и энергии, чем нормальный ребенок. Такие семьи более подвержены конфликтам и распаду.

  • Воспитание и образование.

Родители, воспитывающие ребенка с ОВЗ, слабо владеют информацией о том, как и чему его учить, как управлять его поведением. Зачастую осложняется воспитание и образование отсутствием социально- педагогических услуг. Задача родителей состоит в том, чтобы найти сильные стороны ребенка, которые помогут уравновесить неблагоприятные последствия заболевания и научить пользоваться ими.

  • Отношение к ребенку.

Никому не хочется иметь ребенка с физическими или иными недостатками. Все ждут, что малыш будет красивым, здоровым и умным, что он добьется успехов в обществе. Все родители с волнением ожидают появление ребенка, и если он появляется на свет с нарушениями или больным, для них это глубокое потрясение. Поначалу у них наблюдаются чувства вины, гнева, стыда, безысходности и жалости к самим себе. Неспособность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка, к упованиям на несчастный случай с ним или на то, что он окажется чужим. Не секрет, что родители к такому ребенку испытывают двоякие чувства: то они любят его также, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают. Пытаясь справиться с чувством вины, родители наказывают себя - решают всю жизнь посвятить ребенку или перекладывают вину на других, обвиняя врачей, педагогов, социальных работников в ошибках и невнимательности. Родители должны как можно скорее смириться с ситуацией, иначе нарушения ребенка станут еще более выраженными, а благополучие и социальная адаптация семьи будет невозможными. Некоторые родители пытаются справиться со сложной ситуацией без профессиональной помощи. Что пагубно влияет на отношения с ребенком и спокойствие в семье.

  • Отношение общества к ребенку.

Многие семьи сталкиваются с непониманием окружающих. Ощущают равнодушие и безразличие. Сверстники часто проявляют пренебрежение, отказываются участвовать в совместной деятельности, играх с такими детьми.

Семьи, имеющие ребенка с ОВЗ, по отношению к проблеме можно разделить на две группы:

Первая группа. Отношение к проблеме носит конструктивный характер.

Эти семьи принимают проблему, пытаются наладить семейный быт, более эффективно приспособиться к новым условиям. Позитивные установки по отношению к себе, своему ребенку помогают адаптироваться ребенку и семье.

Вторая группа. Отношение к проблеме носит деструктивный характер.

Родители игнорируют проблему, проявляют жесткое отношение и эмоциональное отвержение ребенка, что ведет к нарушению детско- родительских коммуникаций, препятствует процессу реабилитации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.

Очень важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, не замыкались, не стеснялись своего ребенка. Воспитание ребенка с ОВЗ требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому взрослым очень важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие и оптимизм. Судьба ребенка и самой семьи будет зависеть от того, как в дальнейшем поведут себя родители. И поэтому, самый эффективный и наилучший способ помощи детям с ОВЗ - это помощь их родителям. Гармонизация отношений в семье, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка с отклонениями в развитии в процессе воспитания и обучения, стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в семье положительно влияет на психическое и социальное здоровье ребенка.

При сотрудничестве детского сада с семьей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, главная роль отводится педагогу- психологу, который возлагает на себя функцию организатора и координатора всего сопровождения в целом.

Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально- психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание психолого – педагогического сопровождения реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.

Задачами психолого - педагогического сопровождения являются:

  1. Изучение личности ребенка и его родителей, системы их отношений.
  2. Защита интересов ребенка, сохранение семейных связей, максимальное использование сохраненных ресурсов положительного развития, как ребенка, так и семьи, на основе партнерства.
  3. Информирование родителей о системе ПМПК, задачах и возможностях психолого- педагогической и медико– социальной помощи.
  4. Развитие детско - родительских отношений.
  5. Формирование адекватных родительских установок на заболевание и социально-психологические проблемы ребенка путем активного привлечения родителей в психокоррекционный процесс.
  6. Содействие родителям в поиске наиболее эффективных видов помощи и условий ее оказания.
  7. Повышение мотивации семьи на решение проблем ребенка, оказание ему помощи и поддержки.
  8. Формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
  9. Способствовать преодолению психологических барьеров.

Основные этапы процесса психологического сопровождения:

1 этап

  • Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
  • Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
  • Психолого- педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.
  • Определение модели воспитания, используемой родителями и диагностика их личностных характеристик (составление социально- психологической карты семьи).

2этап

  • Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
  • Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ограниченными возможностями (консультирование, беседы, обсуждения).
  • Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.
  • Психологические занятия. Включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально- волевой сферы.
  • Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми
  • Разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.

3 этап

  • Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

  1. Коллективные формы взаимодействия:
  • Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ в начале и в конце учебного года, где происходит информирование и обсуждение с родителями задач и содержания коррекционно – образовательной работы, решение организационных вопросов, информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями.
  • Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже двух раз в год и по мере необходимости, где происходит обсуждение задач, содержания и форм работы с детьми в семье, решаются текущие организационные вопросы.
  • «Дни открытых дверей». Родители посещают детский сад, вместе с ребенком, наблюдая за работой специалистов.
  • Семинары – практикумы. Родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
  • Круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями.
  • Проведение совместных праздников и развлечений, где родители могут видеть достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком (мама рядом).
  • Совместные тренинги для родителей по оптимизации детско – родительских отношений

2.Индивидуальные формы работы:

  • Анкетирование родителей проводятся по планам администрации, психолога, воспитателей и по мере необходимости с целью получения информации о ребенке, семье, определения запросов родителей о дополнительном образовании детей, определения оценки эффективности работы специалистов и воспитателей, определение оценки родителями работы ДОУ.
  • Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями с целью оказания индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.
  • Присутствие родителей на индивидуальных коррекционных занятиях с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком.

3.Формы наглядного информационного обеспечения :

  • Информационные стенды и тематические выставки, литературы, фото. доска объявлений .Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах с целью информирования родителей об организации коррекционно - образовательной работы в ДОУ.
  • Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно – образовательной работы с целью ознакомления родителей с формами продуктивной деятельности детей, привлечения и активизации интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.
  • Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями с целью создания условий для объективной оценки родителями успехов своих детей и наглядного обучения родителей методам и формам дополнительной работы с детьми в домашних условиях. Участие в таких занятиях стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребенком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребенка и свои требования к нему
  • Размещение информации на сайте учреждения с целью информирования родителей о работе ДОУ и других учреждениях, оказывающих помощь детям с особыми потребностями.

В результате такой работы родители учатся не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помогать ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально- волевую сферу. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей и даже специалистов.

 

МБДОУ "Детский сад № 8" г. Вилючинск Камчатский край