Социально-личностная готовность к обучению в школе
^Наверх
Get Adobe Flash player

Социальный педагог

Социально-личностная готовность к обучению в школе

Социально-личностная готовность детей к школе

Большинство современных родителей рассматривают подготовку к школе, как раннее изучение программы первого класса, как формирование узко предметных знаний и умений (уметь читать, писать, считать и т.п.). Многочисленные  исследования  педагогов доказали, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, произвольности, самостоятельности, творческого самовыражения. Также важно наличие у ребенка познавательных и социальных мотивов учения и целого ряда умений: фантазировать, воображать; работать по образцу; подчиняться разным правилам и социальным нормам, в том числе правилам безопасного поведения, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Необходимы развитые способности к волевым усилиям, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других; способность выбирать себе  род занятий, участников по совместной деятельности.

Конечно, готовность ребенка к обучению в школе  в одинаковой мере зависит  от физиологического, социального и психического развития ребенка.

Как уже было замечено, акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из вида  социально-личностную готовность, включающую в себя такие компетентности, от которых существенно зависят будущие  школьные успехи.

Рассмотрим основные компоненты социально  - личностной готовности детей школе:

  1. – важная личностная инстанция, опосредствующая отношение ребенка  к самому себе, выполняющая  функцию регуляции поведения и деятельности ребенка в соответствии с социальными нормами. Источниками самооценки выступают опыт деятельности ребенка, степень его успешности и опыт взаимодействия с другими людьми.

К 7 годам формируется способность к адекватной, критичной самооценке в конкретных видах деятельности, в то время, как самооценка по личностным качествам несколько запаздывает. Важным условием её развития является становление рефлексивности (умения анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существования других точек зрения). Дети, обладающие рефлексивной самооценкой, более коммуникабельны, чутко улавливают требования взрослых, стремятся им соответствовать, тянутся к общению со сверстниками и хорошо ими принимаются. Недостаточное усвоение содержания нравственных качеств личности, рефлексивности при самооценке ведет к ограниченности её функций: в характере появляется конфликтность, в поведении - настороженность в отношениях со сверстниками. Развитие самооценки в дошкольном детстве является условием развития в дальнейшем саморегуляции и успешного взаимодействия с взрослыми  и сверстниками.

В норме самооценка ребенка дошкольного возраста немного завышена, что позволяет детям бесстрашно познавать окружающий мир. В старшем дошкольном возрасте уже видны индивидуальные особенности самооценки.

  1. Формирование мотивов обучения – еще одна важная задача при подготовке детей к школе. Она предполагает наличие у детей правильных представлений о школе, учении и положительного, эмоционального отношения к школе, к предстоящей учебной деятельности.

Чтобы сформировать и поддержать мотивы обучения, взрослые должны:

  • рассказывать ребенку, как помогает школа в выборе профессии, о том, что школа – лишь первая ступенька на долгом пути к тому, чтобы стать образованным человеком.
  • много читать ребенку, обсуждать прочитанное, организовывать экскурсии и различные поездки, постоянно предлагать ребенку новую, интересную информацию. Также важно научить ребенка добывать элементарную информацию самостоятельно – из книг, журналов и т.п.
  • обязательно отмечать успехи ребенка.
  • уделить внимание ребенка на школьную атрибутику (тетради, пенал, портфель ).
  • говорить о дружбе в школе, но не акцентировать внимание исключительно на играх и развлечениях с одноклассниками.
  1. Эмоционально – волевая готовность проявляется:
  • в умении выполнять указания взрослого и действовать по правилам школьной жизни (например, следить за своим поведением на уроке и перемене, не шуметь и т.д.). Так же управлять своим поведением без контроля взрослого.
  • в умении сдерживать свои некоторые эмоции: страх, агрессию, обиду и т.д.
  1. Коммуникативная компетентность ребенка:
  • потребность ребенкав общении с взрослыми и сверстниками;
  • приемлемое (не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению;
  • умение слушать собеседника.

Результатом социально – личностной готовности к школе становится формирование внутренней позиции – довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру!

МБДОУ "Детский сад № 8" г. Вилючинск Камчатский край