Фонематический слух, что это???
Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства. Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?
Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.
Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая: узнавать наличие данного звука в слове; различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток; различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше): миска-мишка, тачка-дачка и т.д. Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове.
Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ. Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха.
С детьми дома играем, фонематические процессы развиваем!
1. «Хлопни в ладоши, когда услышишь, звук «ц»
Цель: развитие фонематического слуха.
Возраст: 5-6 лет.
Характер: индивидуальный.
Описание: Взрослый, перечисляет ребенку звуки, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук «Ц»
Ч С Ц Т С Т Ц Т С С Т Ц Ц Ч Т Ц С Т Ч Ц Ц
2.Игра «Слушай и выбирай».
Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
рак, лак, мак, бак
сок, сук
дом, ком, лом,
коза, коса
лужи, лыжи
3.Игра «Какое слово отличается?»
Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать
то слово, которое отличается от остальных.
Ком-ком-кот-ком
Канава-канава-какао-канава
Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок
Будка-буква-будка-будка
Винт-винт-бинт-винт
Минута-монета-минута-минута
Буфет-букет-буфет-буфет
Билет-балет-балет-балет
Дудка-будка-будка-будка.
4.«Кто лишний?»
Цель: развитие слухового внимания.
Возраст: 5-6 лет.
Характер: Индивидуальный и групповой.
Описание: Взрослый, перечисляет детям, профессии: шофер, капитан, пилот, почтальон. Ребенок, или дети, слушают и называют, кто лишний. И почему?
5.«Съедобный – не съедобный»
Ребенок внимательно слушает названия трех объектов (близкие по звучанию слова).
Затем вслед за взрослым повторяет название только тех предметов, которые можно есть. Значение незнакомых слов уточняется.
— Картошка. Ложка. Окрошка.
— Апельсин. Блин. Мандарин.
— Конфета. Котлета. Ракета.
— Миска. Сосиска. Ириска.
— Банан. Диван. Барабан.
— Мёд. Компот. Плот.
— Лимон. Вагон. Бульон.
— Сало. Залы. Хала.
— Пироги. Сапоги. Утюги.
— Калач. Кулич. Циркач.
— Виноград. Мармелад. Фотоаппарат.
— Пирожок. Творожок. Горшок.
— Пломбир. Кефир. Сыр.
— Суп. Зуб. Дуб.
— Салат. Халат. Мармелад.
— Жакет. Букет. Пакет.
— Кабачок. Крючок. Значок.
— Ананас. Квас. Контрабас.
— Торты. Шорты. Корты.
— Солянка. Полянка. Склянка.
— Булочка. Будочка. Дудочка.
6.Игра «Что просит мышка?»
Цель: учить выделять слова с заданным звуком.
Развивать фонематический анализ и синтез.
Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.
Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его:
«Я очень голодна, но
боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты,
в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.