Что такое фонематический слух
^Наверх
Get Adobe Flash player

Учитель-логопед

Что такое фонематический слух

Фонематический слух, что это???

  Одной из важных составляющих успешного обучения в школе является овладение грамотой, т.е. беглое осознанное чтение и безошибочное письмо. Для того чтобы овладеть грамотой, необходимо иметь хорошо развитые фонематический слух и фонематическое восприятие. Причём развивать их нужно ещё задолго до поступления в школу, начиная с раннего детства. Что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

         Фонема – это звук, который придаёт слову определённый смысл. Возьмём, к примеру, пару слов: сом – дом. Звучат похоже, различаются всего одной фонемой, но именно из-за этого различия у сходных по звучанию слов совершенно разный смысл: сом – рыба, дом – строение.

          Таким образом, под фонематическим слухом понимается врождённая способность, позволяющая: узнавать наличие данного звука в слове; различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем, например, банка – кабан, кот – ток; различать слова, отличающиеся одной фонемой (о чём и говорилось выше):  миска-мишка, тачка-дачка и т.д. Под фонематическим восприятием понимаются умственные действия по выделению фонем из слова, их различению, определению их позиции в слове (начало, середина, конец), а также по установлению последовательности звуков в слове.             

        Наивысшей ступенью развития фонематического восприятия является звуковой анализ и синтез, т.е. умение определить звуковой состав слова («разобрать слово на звуки», «собрать слово из звуков»). Только овладев звуковым анализом, можно освоить чтение и письмо, так как чтение не что иное, как синтез, а письмо – анализ. Читая, ребенок сливает буквы в слоги, слоги в слова; когда пишет, совершает другую операцию: сначала анализирует, из каких звуков состоит слово, в какой последовательности они произносятся в слове, далее соотносит их с буквами и записывает. Из всего вышесказанного становится понятно, как важно у детей ещё в дошкольном детстве развивать фонематический слух и фонематическое восприятие. Начальное, а потому самое важное звено в этой работе – развитие фонематического слуха.

 С детьми дома играем, фонематические процессы развиваем!

1. «Хлопни в ладоши, когда услышишь, звук «ц»

Цель: развитие фонематического слуха.

Возраст: 5-6 лет.

Характер: индивидуальный.

Описание: Взрослый, перечисляет ребенку звуки, ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит звук «Ц»

Ч   С    Ц   Т   С   Т     Ц   Т   С   С   Т   Ц   Ц   Ч   Т   Ц    С   Т   Ч    Ц   Ц

2.Игра «Слушай и выбирай».

Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:

рак, лак, мак, бак

сок, сук

дом, ком, лом,

коза, коса

лужи, лыжи

3.Игра «Какое слово отличается?»

Из четырёх слов, произнесённых взрослым, ребёнок должен выбрать и назвать

то слово, которое отличается от остальных.

Ком-ком-кот-ком

 Канава-канава-какао-канава

 Утёнок-утёнок-утёнок-котёнок

 Будка-буква-будка-будка

 Винт-винт-бинт-винт

  Минута-монета-минута-минута

  Буфет-букет-буфет-буфет

  Билет-балет-балет-балет

  Дудка-будка-будка-будка.

4.«Кто лишний?»

Цель: развитие слухового внимания.

Возраст: 5-6 лет.

Характер: Индивидуальный и групповой.

Описание: Взрослый, перечисляет детям, профессии: шофер, капитан, пилот, почтальон. Ребенок, или дети, слушают и называют, кто лишний. И почему?

5.«Съедобный – не съедобный»

Ребенок внимательно слушает названия трех объектов (близкие по звучанию слова).

Затем вслед за взрослым повторяет название только тех предметов, которые можно есть. Значение незнакомых слов уточняется.

— Картошка. Ложка. Окрошка.

— Апельсин. Блин. Мандарин.

— Конфета. Котлета. Ракета.

— Миска. Сосиска. Ириска.

— Банан. Диван. Барабан.

— Мёд. Компот. Плот.

— Лимон. Вагон. Бульон.

— Сало. Залы. Хала.

— Пироги. Сапоги. Утюги.

— Калач. Кулич. Циркач.

— Виноград. Мармелад. Фотоаппарат.

— Пирожок. Творожок. Горшок.

— Пломбир. Кефир. Сыр.

— Суп. Зуб. Дуб.

— Салат. Халат. Мармелад.

— Жакет. Букет. Пакет.

— Кабачок. Крючок. Значок.

— Ананас. Квас. Контрабас.

— Торты. Шорты. Корты.

— Солянка. Полянка. Склянка.

— Булочка. Будочка. Дудочка.

6.Игра «Что просит мышка?»

Цель: учить выделять слова с заданным звуком.

Развивать фонематический анализ и синтез.

Оборудование: игрушка «би-ба-бо» – заяц, муляжи продуктов.

Ход: Покажите детям игрушку, и скажите, изображая его:

«Я очень голодна, но

боюсь кошки, принеси мне, пожалуйста, продукты,

в названии которых есть звук А». Аналогично с другими звуками.

МБДОУ "Детский сад № 8" г. Вилючинск Камчатский край