В Российской Федерации происходит модернизация системы образования с целью повышения качества образования, его доступности, с целью поддержки и развития таланта каждого ребенка, сохранения его здоровья. С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве полноценного уровня общего образования.
Такой подход сделал необходимой разработку федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС)!
Наша жизнь стремительно меняется, и, вполне возможно, вашим детям придется работать по специальностям, которых пока просто нет. Существующая система дошкольного образования не сможет подготовить вашего ребенка к тому, о чем еще сама не догадывается, потому что привыкла ориентироваться на выработку у детей определенных знаний, умений и навыков. А будущее требует от наших детей «инициативности и самостоятельности, уверенности в своих силах, положительного отношения к себе и другим, развитого воображения, способности к волевым усилиям и любознательности».
Таким образом, ФГОС призваны заниматься формированием успешной личности.
Что же такое ФГОС?
ФГОС дошкольного образования состоит из трёх требований:
Что является отличительной особенностью Стандарта?
Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека.
Что изменится в работе дошкольных образовательных учреждений?
Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру.
Наложен запрет на школьную модель обучения, т.е. та, классно - урочная модель образования, которая присутствовала в детских садах и была привнесена из школы, будет утрачена.
Приоритетной становится Проектная деятельность- Самостоятельный поиск знаний ребёнком, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
По ФГОС — не ребенок подгоняется под одну и ту же программу, а программа подстраивается под него. Ребёнок сам выбирает, чем ему заниматься.
Изменяется способ организации детских видов деятельности: не руководство взрослого, а совместная (партнерская) деятельность взрослого и ребенка – это наиболее естественный и эффективный контекст развития в дошкольном детстве.
ФГОС не допускает никаких оценок, проведения промежуточной и итоговой аттестации детей, экзаменов. Документом определены лишь целевые ориентиры, это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность.
Целевые ориентиры не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей, они являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для родителей (каждый ребёнок развивается в соответствии со своими возможностями).
Кроме того, Стандарт требует: окружающая ребенка среда должна быть «предметно-развивающей». То есть она должна будить воображение и любознательность, давать возможность проявлять свои интересы, а заодно — и азы знаний. Таким образом, Государство возьмет на себя львиную долю заботы об оснащении детского сада не только мебелью и игрушками, но и оборудованием для работы с информацией, представленной в электронном виде, оборудованием для проведения исследовательской деятельности!!!
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
ФГОС – это нестандартный стандарт!
ФГОС – это возможность полноценного проживания ребенком его детства!
ФГОС – это возможность для ребенка заниматься тем, чем он хочет!
ФГОС не будет учить ребенка читать и писать, он научит его учиться!