Вы здесь: Главная
Консультации специалистов
Педагог-психолог
Консультативная помощь родителям, воспитывающим детей с ОВЗ



Сопровождение родителей детей с ОВЗ
Семья, как и человек, является основной ценностью государства. Но, к сожалению, рождение ребенка с нарушениями в развитии, снижает ее социальный статус, изменяет, а нередко и нарушает весь ход жизни. Признание у ребенка дефектов в развитии почти всегда вызывает у родителей тяжелое стрессовое состояние. Психологи Р.Ф. Майрамян, О.К.Агавелян выделяют четыре фазы психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к такому ребенку.
Первая фаза – «шок», характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства неполноценности.
Вторая фаза – «неадекватное отношение к дефекту», характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией.
Третья фаза – «частичное осознание дефекта ребенка», сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка.
Четвертая фаза – начало социально – психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений с педагогами, специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.
В семьях, воспитывающих ребенка с особыми образовательными потребностями, возникают ряд социально – педагогических проблем:
Появление малыша с ОВЗ является причиной продолжительной её дезадаптации в обществе. Другие дети в семье оказываются лишёнными внимания. Часто родители отдаляются от друзей, знакомых и даже родственников, которые тоже испытывают кризис. Многие из них избегают встреч с такой семьей. Семья попадает в группу риска. Накладывается табу на репродуктивную функцию от страха, что несчастье может повториться. Такой ребенок требует от матери вдвое больше затрат времени и энергии, чем нормальный ребенок. Такие семьи более подвержены конфликтам и распаду.
Родители, воспитывающие ребенка с ОВЗ, слабо владеют информацией о том, как и чему его учить, как управлять его поведением. Зачастую осложняется воспитание и образование отсутствием социально- педагогических услуг. Задача родителей состоит в том, чтобы найти сильные стороны ребенка, которые помогут уравновесить неблагоприятные последствия заболевания и научить пользоваться ими.
Никому не хочется иметь ребенка с физическими или иными недостатками. Все ждут, что малыш будет красивым, здоровым и умным, что он добьется успехов в обществе. Все родители с волнением ожидают появление ребенка, и если он появляется на свет с нарушениями или больным, для них это глубокое потрясение. Поначалу у них наблюдаются чувства вины, гнева, стыда, безысходности и жалости к самим себе. Неспособность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка, к упованиям на несчастный случай с ним или на то, что он окажется чужим. Не секрет, что родители к такому ребенку испытывают двоякие чувства: то они любят его также, как могли бы любить здорового ребенка, то злятся на него, боятся и даже отвергают. Пытаясь справиться с чувством вины, родители наказывают себя - решают всю жизнь посвятить ребенку или перекладывают вину на других, обвиняя врачей, педагогов, социальных работников в ошибках и невнимательности. Родители должны как можно скорее смириться с ситуацией, иначе нарушения ребенка станут еще более выраженными, а благополучие и социальная адаптация семьи будет невозможными. Некоторые родители пытаются справиться со сложной ситуацией без профессиональной помощи. Что пагубно влияет на отношения с ребенком и спокойствие в семье.
Многие семьи сталкиваются с непониманием окружающих. Ощущают равнодушие и безразличие. Сверстники часто проявляют пренебрежение, отказываются участвовать в совместной деятельности, играх с такими детьми.
Семьи, имеющие ребенка с ОВЗ, по отношению к проблеме можно разделить на две группы:
Первая группа. Отношение к проблеме носит конструктивный характер.
Эти семьи принимают проблему, пытаются наладить семейный быт, более эффективно приспособиться к новым условиям. Позитивные установки по отношению к себе, своему ребенку помогают адаптироваться ребенку и семье.
Вторая группа. Отношение к проблеме носит деструктивный характер.
Родители игнорируют проблему, проявляют жесткое отношение и эмоциональное отвержение ребенка, что ведет к нарушению детско- родительских коммуникаций, препятствует процессу реабилитации ребенка и ведет к появлению у него поведенческих отклонений.
Очень важно, чтобы родители не оставались один на один со своей бедой, не замыкались, не стеснялись своего ребенка. Воспитание ребенка с ОВЗ требует от родителей больших физических и духовных сил, поэтому взрослым очень важно сохранить физическое здоровье, душевное равновесие и оптимизм. Судьба ребенка и самой семьи будет зависеть от того, как в дальнейшем поведут себя родители. И поэтому, самый эффективный и наилучший способ помощи детям с ОВЗ - это помощь их родителям. Гармонизация отношений в семье, учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка с отклонениями в развитии в процессе воспитания и обучения, стремление к созданию благоприятной психологической атмосферы в семье положительно влияет на психическое и социальное здоровье ребенка.
При сотрудничестве детского сада с семьей, воспитывающих ребенка с ОВЗ, главная роль отводится педагогу- психологу, который возлагает на себя функцию организатора и координатора всего сопровождения в целом.
Целью психолого-педагогического сопровождения является: получение ребенком квалифицированной помощи специалистов, направленной на индивидуальное развитие, для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме; социально- психологическое содействие семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание психолого – педагогического сопровождения реализуется через основные направления, включающие комплексную диагностику, развивающую и коррекционную работу, консультирование и просвещение родителей.
Задачами психолого - педагогического сопровождения являются:
Основные этапы процесса психологического сопровождения:
1 этап
2этап
3 этап
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.
2.Индивидуальные формы работы:
3.Формы наглядного информационного обеспечения :
В результате такой работы родители учатся не стесняться своего ребенка, воспринимать таким, какой есть, помогать ребенку быть уверенным в себе, развивать его познавательную деятельность и эмоционально- волевую сферу. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Только совместные и терпеливые усилия всех участников образовательного процесса, основанные на принципах доверия и взаимопомощи могут дать положительные результаты. Сплочение и общая цель способствуют личностному росту и развитию не только детей с ограниченными возможностями, но и их родителей и даже специалистов.