Памятка родителям будущих первоклассников по формированию социально-личностной готовности детей к школе.
- Подготовку к школе следует организовать как непродолжительные, приятные для ребёнка занятия: разнообразные игры, рисование, лепка, конструирование, прослушивание, пересказ текстов, проигрывание сказок, пение.
- Не ругайте ребёнка во время занятий. Если у ребёнка что-то не получается или он ничего не понимает, поставьте задачу, решая которую, ребёнок усвоит материал. Искусство и трудность для взрослого - не словами объяснять ребёнку материал, а придумать такие задания, выполняя которые, ребёнок сам понял бы, что к чему.
- Помните, ребёнок 5-6 лет не может работать долго, максимум 15-20 минут, а потом он должен отвлечься, переключиться. Играя с ребёнком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Следите за его реакцией и либо меняйте ход занятия, либо дайте ребёнку отдохнуть.
- Проявляйте положительный интерес к занятиям ребёнка в детском саду, кружках, секциях, расспрашивайте его, что он делал, что узнал, как узнал, что ему понравилось.
- Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте самостоятельный поиск решения.
- Стимулируйте интерес к окружающему миру. Задавайте ребёнку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном. Организовывайте коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение.
- Не старайтесь натренировать ребёнка на выполнение заданий; лучше организовывайте работу так, чтобы ребёнок понял способ решения задания. Работайте над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов и действий.
- Развивайте образное представление ребёнка. Этому способствует конструирование, изобразительная деятельность, слушание и пересказ сказок.
- Для развития крупных движений, координации движений организовывайте подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, так как неудачи могут отпугнуть ребёнка, понизить его самооценку. Целесообразно как можно больше играть с ребёнком в мяч, вместе кататься на лыжах, роликах, плавать и т.д.
- Следует увеличить объём даваемых ребёнку вводных систематизированных знаний по окружающему миру и математике.
- Играйте в школу. Пусть все игрушки пойдут в первый класс, а самая любимая станет учителем. В такой игре можно объяснить ребёнку основные школьные правила: как сидеть за партой, как отвечать на уроке, как попроситься в туалет, что делать на перемене ( 15-минутные «уроки» должны чередоваться с пятиминутными «переменками»).
- Начинайте жить по новому распорядку дня. За месяц до школы нужно плавно подстроить режим дня к новому распорядку. Старайтесь, чтобы ребёнок ложился спать не позже десяти вечера, вставал в 7-8 утра. Очень важно сформировать у него представление о том, что за чем нужно делать утром и вечером. Все эти действия лучше обозначать рисунками: портфель, разложенные вещи на стуле. В преддверии первого сентября выполняйте этот ритуал, играя. Пусть ребёнок собирает свои детские книжки в портфель, складывает одежду на стул. С помощью рисунков можно изобразить и утренний распорядок: ребёнок умывается, одевается, завтракает, одевается в школьную форму, кормит кошку, выходит из дома. Всё это поможет ребёнку лучше понять, как будет строиться его день.
- Познакомьте дошкольника с часами. Ориентация во времени -необходимый для школы навык. Многим детям легче ориентироваться по электронным часам. Ребёнок должен знать, что значит четверть часа, полчаса, через час. Повесьте в детской большие часы (любые, главное, чтобы ребёнок мог узнавать по ним время). Во время чтения, игры или еды можно поставить часы на стол и обратить внимание ребёнка на то, во сколько началось действие и во сколько оно закончилось.
- Регулярно играйте в командные игры, чтобы развить в ребёнке умение подчиняться, играть по правилам и понимать, что от этого зависит результат. В школе есть правила, которые необходимо выполнять: сидеть за партой, вставать, когда разрешит учитель, не кричать. Ещё один важный урок, который дают ребёнку командные игры, это спокойное отношение к проигрышу.
- ДАЧИ ВАМ И ВАШЕМУ РЕБЁНКУ!!!