Вы здесь: Главная
Консультации специалистов
Социальный педагог
Социально-личностная готовность к обучению в школе



Социально-личностная готовность детей к школе
Большинство современных родителей рассматривают подготовку к школе, как раннее изучение программы первого класса, как формирование узко предметных знаний и умений (уметь читать, писать, считать и т.п.). Многочисленные исследования педагогов доказали, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел их добывать и применять. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, произвольности, самостоятельности, творческого самовыражения. Также важно наличие у ребенка познавательных и социальных мотивов учения и целого ряда умений: фантазировать, воображать; работать по образцу; подчиняться разным правилам и социальным нормам, в том числе правилам безопасного поведения, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Необходимы развитые способности к волевым усилиям, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других; способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Конечно, готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка.
Как уже было замечено, акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из вида социально-личностную готовность, включающую в себя такие компетентности, от которых существенно зависят будущие школьные успехи.
Рассмотрим основные компоненты социально - личностной готовности детей школе:
К 7 годам формируется способность к адекватной, критичной самооценке в конкретных видах деятельности, в то время, как самооценка по личностным качествам несколько запаздывает. Важным условием её развития является становление рефлексивности (умения анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существования других точек зрения). Дети, обладающие рефлексивной самооценкой, более коммуникабельны, чутко улавливают требования взрослых, стремятся им соответствовать, тянутся к общению со сверстниками и хорошо ими принимаются. Недостаточное усвоение содержания нравственных качеств личности, рефлексивности при самооценке ведет к ограниченности её функций: в характере появляется конфликтность, в поведении - настороженность в отношениях со сверстниками. Развитие самооценки в дошкольном детстве является условием развития в дальнейшем саморегуляции и успешного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
В норме самооценка ребенка дошкольного возраста немного завышена, что позволяет детям бесстрашно познавать окружающий мир. В старшем дошкольном возрасте уже видны индивидуальные особенности самооценки.
Чтобы сформировать и поддержать мотивы обучения, взрослые должны:
Результатом социально – личностной готовности к школе становится формирование внутренней позиции – довольно устойчивой системы отношений к себе, к людям, к окружающему миру!